Александр - (от греческого) мужественный защитник. Обычно решителен. Умен и остроумен. Тонко чувствует. Общителен, но нуждается в снисходительности, ибо часто вспыльчив, дерзок, действует резко, без плавного перехода. Тот, кто с мечом к нему приходит - гибнет. В любви - азартен.
Александр - защитник людей (древнегреческое). Очень любимое и распространенное имя. Зодиак имени: Телец. Планета: Венера. Цвет имени: голубой. Камень-талисман: александрит. Благоприятное растение: каштан, гладиолус, сирень. Покровитель имени: бык, краб. Счастливый день: пятница. Счастливое время года: весна. Основные черты: непостоянство, эмоциональность. ИМЕНИНЫ, СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ
Александр Адрианопольский, епископ, священномученик, 4 ноября (22 октября). Александр Африканский, мученик, 23 (10) апреля. Александр-воин, мученик, 23 (10) июня. Александр Египетский, Кесарийский (Палестинский), мученик, 28 (15) марта. Александр Египетский, воин, мученик, 22 (9) июля. Александр Иерусалимский, патриарх, священномученик, 29 (16) мая, 25 (12) декабря. Александр Калутинский (Калитский), кузнец, мученик, 11 октября (28 сентября). Александр Команский, епископ, священномученик, 25 (12) августа. По указанию Божию был избран в епископы из продавцов угля. Угодил Богу смирением и добрыми делами. Мученически скончался за веру Христову в III в. Александр Константинопольский, патриарх, 12 сентября (30 августа). Александр Константинопольский, преподобный, первоначальник обители "Неусыпающих", 8 марта (23 февраля), 16 (3) июля. Сначала был воином, потом принял монашество, основал 9 монастырей и первым установил в Чих чин "неусыпающих", то есть постоянное, и днем, и ночью, совершение богослужений. Александр Куштский, игумен, 22 (9) июня. Александр (в схиме Алексий) Невский, великий князь, 5 июня (23 мая), 12 сентября (30 августа), 6 декабря (23 ноября). Новгородский князь, потом великий князь владимирский, сын князя Ярослава Всеволодовича. Победами над шведами (Невская битва, 1240 г.) и немецкими рыцарями (Ледовое побоище, 1242 г.) он обезопасил западные границы Руси. Умелой политикой ослабил тяготы монголо-татарского ига. Александр Никопольский (Армянский), мученик, 23 (10) июля. Александр Ошевенский, игумен, 3 мая (20 апреля). Александр Пергийский (Памфилийский), земледелец, мученик, 14 (1) августа. Александр Пиднский, пресвитер, священномученик, 26 (13) марта. Александр Римлянин, мученик, сын мученицы Филицаты Римской, 7 февраля (25 января). Александр Римский, мученик, 26 (13) мая. Александр Римский, мученик, сын мученика Клавдия Римского, 24 (11) августа. Александр I Римский, папа, священномученик, 29 (16) марта. Александр Свирский, преподобный, 30 (17) апреля, 12 сентября (30 августа). Александр Севастийский, мученик, 22 (9) марта. Александр Сидский (Памфилийский), иерей, священномученик, 28 (15) марта. Александр Солунский (Фессалоникийский), 22 (9) ноября. Александр Хотовицкий, протопресвитер, священномученик, в воскресенье после 7 февраля (25 января). Александр Эгейский, мученик, 2 июня (20 мая). НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ, ОБЫЧАИ
В ночь на 25 августа, на Александра-мученика, на могилах ходят разные привидения; слышны свисты, вой и песни; бегает белый конь, кто его оседлает, того конь занесет на кладбище - а при первом крике петуха под седоком окажется надгробный камень. ИМЯ И ХАРАКТЕР
Характер Александра непостоянен. Он обладает живым воображением, решителен, умен, остроумен и общителен. Может быть настойчив, но в настойчивости чувствуется беспокойство. Часто углублен в себя, способен на сомнительные поступки. Может быть резок, даже не соблюдать рамок приличий. Испытывает страх, опасается неудач, чаще всего необоснованно. Если уж что и случилось, то Провидение и счастливый случай помогают ему справиться с неприятными ситуациями.
В душе Александр считает себя лидером, но в жизни это не всегда реализуется. Александр действительно может стать во главе коллектива: он энергичен, правдив и справедлив, очень любознателен. Александр - талантливый режиссер, артист, писатель, журналист. Александр независим, но любит женскую теплоту, друзей, нуждается в заботе и покое. От дружбы ждет чего-то особенного, о любви больше мечтает, чем решительно действует. Неразделенной любви он не знает, но женщинам с ним нелегко. Александр очень любит детей, не только своих, но и чужих. Александр - активная артистическая натура, он не может работать в жестких рамках рабочего дня. Это имя носили самое большое количество знаменитых людей. Наиболее глубоко характер личности Александра проанализирован Павлом Флоренским: "Это имя соответствует, в основе своей, сангвиническому темпераменту, с уклоном к холерическому. Благородство, открытость настроения, легкость обращения с людьми характерны для этого имени; легкость, хотя и не поверхностность. К признакам имени относятся также сердечность и доброта. В отношении к женщинам- предупредительность, любезность, переходящая без задержек и внутреннего упора в ухаживание, но обыкновенно в силу предупредительности, как нечто такое, что принято, подразумевается и ждется: это есть готовность поскорее воздать должное, и она имеет внутреннюю меру остаться в пределах легкого флирта, который приканчивается с такою же готовностью, как и завязывается. Эти отношения, как и вообще, отношения с людьми, не взрывают плугом внутренней жизни; если о них нельзя сказать как о скользящих по поверхности, то, пожалуй, самое верное слово будет "катятся": как два соприкасающихся вала добросовестно вращают один другого, не испытывая страдания от этого временного соприкосновения, но - и тоска, когда соприкосновению наступает конец. При зубчатом сцеплении каждому из колес необходимо вращаться в ритм с другим или отодвинуться, чтобы не быть поломанным; а при скольжении "валов этого соответствия скоростей может и не быть; и каждому из валов почти безразлично, как вращается с ним соприкасающийся. Это вот о жизненных отношениях Александров, но то же и о соприкосновениях умственных. Тут та же удобоподвижность и готовность, как и то же равнодушие или скорее то же недопущение мысли под кожу. Ум Александров четкий и трезвый, слегка иронический, быстр и многосторонен. Но это ум самоудовлетворенный своей гармоничностью, и он боится вопросов, разрывающих недра и могущих, естественно, нарушить установившееся равновесие. Поэтому это ум довольно широкий, но самооберегающийся от пафоса всеобъемлемости, - крепкий и быстрый, но без духовного натиска; справедливо взвешивающий многое, но не врывающийся в глубину, - не столько потому, что не может, как по самообереганию от потрясений. Александры могут быть очень тороваты, щедры и великодушны; они могут без оглядок жертвовать своим. Но они мало склонны на жертву собой, и это создает, при близости к ним, преграду для совсем близкого общения и обратно, отсюда чувство отрешенности их, как и с ними. Живые и веселые с поверхности, внутри они питают струйку пессимизма. Несмотря на успехи, несмотря на всеобщее признание, они не удовлетворены: все чего-то, главного, не хватает. В итоге: Александр есть имя не самое глубокое, но самое гармоничное, самое внутри себя пропорциональное". Отчество: Александрович, Александровна.
ИМЯ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ
Александр Македонский (356-323 до н.э.), его жизнь окутана легендами, в которых переплелись правда и вымысел. Он был сыном Македонского царя Филиппа, родился в тот же день, когда отец получил известие о трех победах. В тот же день сгорел храм Артемиды Эфесской, причисленный к семи чудесам света, самый большой храм Азии. Все эти приметы запомнились потому, что Александр стал со временем великим победоносным полководцем, покорившем Азию. В детстве Александр получил строгое воспитание. Дядька обыскивал его платье и постель, чтобы мать не положила ему туда какое-нибудь лакомство. Отец с ранних лет брал его с собой в походы, он вырос настоящим воином. Александр получил не только военное, но и научное воспитание. Главным его учителем был великий философ Аристотель, приглашенный Филиппом специально для занятий с наследником престола. Александр основательно занимался философией, увлекался медициной, обожал Гомера. Когда Александр отправился в восточный поход, в обозе его ехали ученые, а в палатке его под подушкой рядом с кинжалом постоянно лежала "Илиада", хранимая в драгоценном ларце. Еще мальчиком Александр переживал, что отец успеет покорить все страны, а на его долю ничего не останется, ему не удастся совершить ничего "великого и блестящего". Сделавшись царем и полководцем, он возмечтал завоевать весь мир - до края океана. Он стал царем в 20 лет, после того как его отец был убит заговорщиками. Свое правление Александр начал с похода против соседних стран, которые разбил, и против Персии, которая в то время была величайшей мировой империей. Захватив персидскую державу, заняв трон египетских фараонов, и основав новую столицу Египта - Александрию, он продвигал свою армию далее на восток, захватывая города и основывая новые, в результате десятилетнего похода была создана огромная монархия от Греции до Индии. За свои победы молодой полководец получил прозвище "Великий". Никогда не было на свете такого огромного царства. На обратном пути после похода в Индию Александр внезапно заболел и умер. Ему было 32 года. Его колоссальная, но непрочная держава распалась. Но для европейских и восточных народов Александр Македонский остался любимым героем, о котором слагались баллады и песни.
Андрей
Андрей - (от греческого) мужественный, храбрый. Упорны. Интеллектуальны, изобретательны, с характером неустойчивым. В обществе стремятся доминировать, зачастую теряя чувство меры при выборе средств. Как мужчины самоуверенны, и все же... покой им только снится.
Имя, обладающее сильной энергетикой, распространенное. Зодиак имени: Рак. Планета: Уран. Цвет имени: сиреневый. Камень-талисман: аметист. Благоприятное растение: пихта, анемон. Покровитель имени: камышовый кот. Счастливый день: понедельник. Счастливое время года: лето. Основные черты: мужественность, обаятельность.
ИМЕНИНЫ, СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ Андрей Боголюбский, великий князь, 17 (4) июля 23 (10) декабря. Угодил Богу благочестием, заботами о бедных и больных, основал Боголюбский монастырь близ Владимира, убит приближенными в 1174г. Андрей Вологодский, князь, 23 (10) сентября. Андрей Ефесский, пресвитер, священномученик, 3 октября (21 сентября). Андрей Константинопольский, Христа ради юродивый, 15 (2) октября. Андрей Критский, архиепископ, 17 (4) июля. Андрей Критский, преподобный мученик 30 (17) октября. Андрей Лампсакский, мученик, 31 (18) мая. Андрей Месукевийский, Грузинский, мученик 28 (15)апреля. Андрей Оксиринфский (Египетский), преподобный 15 (2) декабря. Андрей Первозванный, апостол из двенадцати брат апостола Петра, священномученик, 13 июля (30 июня). Андрей Рублев, преподобный, иконописец, ученик преподобного Сергия Радонежского, 17 (4) июля. Андрей Сиракузский, мученик, 6 октября (23 сентября). Андрей Смоленский, Переславский, князь, 5 июня (23 мая), 9 ноября (27 октября). Андрей Стратилат, Таврийский, мученик, 1 сентября (19 августа) - военачальник и с ним 2593 воина мученически скончались за веру Христову в 302 г. Андрей Тотемский, Христа ради юродивый, 23 (10) октября. Андрей Фиваидский, преподобный, 25 (12) июня. 13 декабря (30 ноября). Галилеянин Андрей рыбачил на Тивериадском озере (Галилейском море) и входил в общину учеников Иоанна Крестителя, и одним из первых был призван Иисусом Христом в число апостолов, отчего и зовется Первозванным. По преданию, он проповедовал христианство балканским и причерноморским народам, в частности, скифам, и был распят по распоряжению римского магистрата в греческом городе Патры на кресте, имеющем форму буквы "X" (так называемый Андреевский крест). В России к этому герою-апостолу во все века питали особую любовь. Так, в "Повести временных лет" рассказано, будто апостол Андрей из Корсуни (Херсонеса) доходил до мест, где в будущем предстояло стоять Киеву и Новгороду, благословив эти места. В эпоху Киевской Руси Андрей Первозванный был покровителем русской государственности. В императорской России он стал по преимуществу патроном русского военно-морского флота: Петром I был учрежден Андреевский флаг, а также орден - старейший из наших орденов.
НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ, ОБЫЧАИ 13 июля - Андрей-наливы: "На Андрея озими в наливах дошли, а батюшка-овес до половины взрос". 1 сентября - Андрей Стратилат, тепляк. Начало бабьего лета. Ветер, дующий в этот день с юга, обещает хороший урожай овса: "Стратилатов день приспел - овес поспел". 13 декабря на Андрея Первозванного слушают воду: тихая вода - хорошая зима; шумная - предстоят морозы, бури, метели. Вечером девушки гадают о своих суженых. Андрею Первозванному девушки молятся о даровании хороших женихов.
ИМЯ И ХАРАКТЕР Андрюша - непоседа, шумный и подвижный, не очень-то слушается старших. Подростком любит что-то изобретать, производить химические опыты, собирать конструктор, сам придумывать новые модели. В школе он учится хорошо, независим и горд, поражает одноклассников своей честностью, борется за справедливость, опекает слабых. За пределами школы живет своей жизнью, общественной работой не увлекается. Хорошо играет в шахматы, разбирает шахматные задачи. Любит футбол, баскетбол. Жалеет бездомных собак и кошек, подкармливает их. Взрослый Андрей - мужественный и обаятельный человек, всем нравится, легко становится членом любого коллектива. Может перед начальством отстаивать интересы коллеги, поддержит веселую компанию, сыграет на гитаре, знает массу анекдотов. К работе относится очень добросовестно, никогда не жалуется. В нем есть стремление к новому действию, но на риск он не пойдет. Андрей не так прост, как некоторым кажется. Он философ, умеет поддержать разговор с умным человеком, обменяться идеями. У Андрея есть потребность к самовыражению, проницательность, критический ум. Андрей обладает литературным даром, владеет ораторским искусством. Он может иметь творческую профессию - режиссер, актер, художник; может заниматься точными науками. В отношениях с женщинами Андрей непостоянен. Он знает себе цену и считает, что они должны добиваться его. Андрей ориентирован на семью, но жену выбирает долго, под стать себе: его избранница должна быть элегантна, умна, выдержанна. Андрей будет требовать от жены всего внимания, ревновать, но и сам готов проявлять максимум внимания к ней. Благоприятен его брак с одной из тех, кого зовут Елена, Елизавета, Ирина, Клавдия, Лариса, Людмила, Мария, Наталья. Отчество: Андреевич, Андреевна.
ИМЯ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ Величайшим художником Древней Руси был Андрей Рублев. Родился в 60-х годах XIV века, умер между 1427 и 1430 гг. Был иноком Троице-Сергиева монастыря - художник-монах в средние века - явление обычное. Современники чтили Рублева не только как искусного мастера: его называли "иноком смиренным, мужем в добродетели совершенным, всех превосходящим в мудрости", другими словами, - человеком чистых высоких помыслов и редкого ума. Мы немного знаем о его жизни и творчестве. Первые известные его произведения относятся к 1405 году. Он работает с Феофаном Греком и Прохором с Городца в Благовещенском соборе московского Кремля. А три года спустя он вместе с Даниилом Черным расписывал новыми фресками Успенский собор во Владимире. Оба заказа были очень ответственны: Благовещенский собор - великокняжеский дворцовый храм. Владимирский Успенский собор - один из наиболее почитаемых в Древней Руси храмов, предмет неустанных попечений великих князей московских, к выполнению их не могли привлечь малоизвестных мастеров. Эти произведения определяют характер творчества Андрея Рублева: нежные оттенки красок, торжественные, но легкие и стройные фигуры, спокойные просветленные лица. Даже святые традиционной композиции "Страшного суда" исполнены доброты и сострадания к бедному грешнику. Кисти Рублева принадлежат три великолепные иконы с поясными фигурами Христа, ангела и апостола Павла. Особенно хорош Христос, так называемый "Спас Звенигородский", хранящийся сейчас в Третьяковской галерее. Величавое спокойное лицо, проникновенный взгляд, направленный прямо на зрителя и выражающий живое и деятельное внимание к нему; мягкие контуры с проложенными по ним прозрачными тенями и поразительно найденные цветовые сочетания, невольно рождающие музыкальные ассоциации - все это говорит о недюжинном таланте мастера. Наиболее прославленная икона Андрея Рублева - "Троица". Три златокудрых, златокрылых ангела сидят вокруг низкого стола, их головы поникли, в глазах застыла скорбь, уста сомкнуты. Средний вопрошающе указывает на чашу с головой жертвенного тельца. Полный скорбной торжественности жест ангела, сидящего слева, как бы подтверждает неизбежность жертвы и, словно вторя ему, медленно опускает руку тот, что справа. Все здесь подчинено певучему ритму линий, красоте силуэта. Краски иконы светлы и прозрачны, дополняют одна другую, перекликаются друг с другом. Красочные переходы очень нежны, это подметили еще современники, они говорили, что Андрей "аки дымом пишет". Содержание иконы стало общечеловеческим. Размещение фигур по кругу, повторы контуров, направленность взглядов и движение к одному центру - чаше на столе - вызывают представление о единстве мыслей и действий персонажей. Спокойствие поз, плавный ритм линий, чистые краски рождают ощущение мира, тишины, гармонии. Именно этого всегда не хватало на земле. И, возможно, многие современники Рублева, так же, как и мы сейчас, восхищаясь его иконой, видим в ней воплощение своей заветной мечты. Андрей Рублев написал "Троицу" в один из тех счастливых моментов вдохновения, которые бывают только у гениев.
Алексей - (от греческого) защитник. В большинстве сосредоточены, серьезны, праведны. Убедительны в отстаивании своих взглядов. Упорны в достижении намеченного. Однако порой смирные, кроткие. Людям полезны. Почтительны к родителям. В интимной жизни не всегда удачливы.
Алексей - защитник (древнегреческое). Имя спокойное и жизнерадостное, очень распространенное. На Руси его носили цари, полководцы, патриархи, бояре, дворяне, простые смертные. Зодиак имени: Водолей. Планета: Нептун. Цвет имени: зеленоватый. Камень-талисман: лазурит. Благоприятное растение: тополь, омела. Покровитель имени: лось. Счастливый день: суббота. Счастливое время года: зима. Основные черты: скромность, доброжелательность.
ИМЕНИНЫ, СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ Алексий Константинопольский, мученик 22 (9) августа. Алексий, митрополит Московский и всея Руси, 22 (12) февраля, 2 июня (20 мая), 18 (5) октября. Молитвою исцелил от глазной болезни жену татарского хана, чем избавил Россию от многих бед татарских. В 1378 году основал в Москве Чудов монастырь. Алексий Невский (см. Александр Невский). Алексий Печерекий, затворник, в Ближних (Антониевых) пещерах, 7 марта (24 апреля), 11 октября (28 сентября). Алексий Человек Божий, 30 (17) марта. Назван был так голосом с неба. Родился в Риме в семье благочестивых, богатых родителей. Юношей он начал строго поститься, раздавал милостыню и под богатой одеждой носил власяницу. В нем рано созрело желание оставить мир и служить Богу. Однако родители собирались женить Алексия. В день свадьбы он тайно ушел из дому и сел на корабль, отплывавший в Месопотамию. Попав в город Эдессу, Алексий продал все, что у него было, раздал деньги нищим и стал жить при церкви на паперти и кормиться подаянием. Питался только хлебом и водой, а полученную милостыню раздавал немощным и старым. Так жил он 17 лет. Однажды пономарю церкви, при которой жил Алексий, Матерь Божия через Свою святую икону повелела ввести в церковь человека Божия: "Молитва его восходит к Богу, кадило благовонное, и Дух Святой почивает на нем". Пономарь нашел Алексия и ввел в церковь. Многие узнали о праведнике и стали почитать его. Святой, избегая славы, тайно сел на корабль, отправлявшийся в Киликию, но буря унесла корабль далеко к западу и прибила к берегу Италии. Блаженный отправился в Рим. Неузнанный, он смиренно просил у отца своего разрешения поселиться в каком-нибудь уголке его двора. Живя в родительском доме, блаженный продолжал поститься и проводить дни и ночи в молитве. Через 17 Лет он был извещен Господом о дне своей кончины. Тогда он взял свиток и описал свою жизнь, прося прощения у родителей и невесты. В день кончины Алексия, когда папа Римский Иннокентий в присутствии императора служил литургию, из алтаря раздался голос: "Найдите человека Божия, отходящего в вечную жизнь, пусть он помолится о городе". Стали искать по всему Риму, но не нашли праведника, тогда в храме вновь послышался голос, сказавший, в каком доме искать человека Божия. Все поспешили туда, но святой уже умер. В руке его был зажат свиток, по которому и был узнан родителями. От тела святого начали совершаться исцеления. Это произошло в 411 году. Житие Алексия, человека Божия, всегда было одним из любимых на Руси.
НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ, ОБЫЧАИ На Алексея покинь сани, снаряжай телегу. Если в этот день бежит вода с гор, то ожидают благоприятной весны, а с ней и хороших урожаев. Каковы на Алексея ручьи (большие или малые), такова и пойма (разлив).
ИМЯ И ХАРАКТЕР Яркая творческая натура, спокойный и доброжелательный. Он прекрасный собеседник, умеет выслушать человека, понять его, сочувствовать ему, поддержать. Алексей скромен, старателен, терпелив. Алексей обладает хорошей памятью, восприимчив ко всему новому. Он честолюбив, и чем бы ни занимался, всегда в совершенстве знает свое дело. Алексей внутренне тяжело переживает неудачи, страдает от критики, очень раним. Душевные страдания могут надолго выбить его из колеи. К власти он не стремится, но и не переносит давления на себя, хотя открыто и не выражает свой протест. Алексей влюбчив, чувствует себя защитником женщин, в детстве - матери. Женщин любит ласковых и доброжелательных, ценит семейный уют, готов идти навстречу желаниям домочадцев, нежно заботится о детях. Глубинный смысл этого имени замечательно раскрыл П. Флоренский: "Имена Александр и Алексей проявляются признаками почти противоположными и тем не менее метафизически весьма близки между собой, причем Алексей есть некоторое смягчение или размягчение имени Александр, вследствие чего в нем нарушается основное равновесие: Александр есть твердое тело, кристаллически построенное, Алексей же - тестообразное. Алексей есть тот же Александр, но близ точки плавления. Александр стоит, Алексей же падает, всегда падает, и в нем нет ни одной вертикали... В Алексее - та же соразмерная пропорция элементов личности, самих по себе, порознь взятых, но совокупность тех из них, которые попадают в область сознания, уже не соразмерена с совокупностью элементов подсознательного. Переместив уровень сознания в Александре, и именно - подняв этот уровень значительно вверх, мы тем самым получим Алексея... Если бы представить себе Алексея приобретшим такую сознательность и ум, но без изменения бывшей у него глубины подсознательного, то Алексей перестал бы быть Алексеем и стал бы Александром, но не обыкновенным Александром, а великим, гением. Но в том-то и дело, что структура личности Алексея такова, что всякое возрастание в нем сознательности ведет и к ускоренному, сравнительно с ростом сознательности, росту подсознательных корней личности; духовно возрастая, Алексей делается еще более Алексеем, в пределе же стремится к юродству... Когда в Александре понижается степень сознательности, например от болезни и т. п., то он несколько сдвигается в сторону Алексея, точно так же, как сдвиг Алексея в сторону Александра происходит при временном обострении сознательности. Но и для того, и для другого эти сдвиги бывают только временными отступлениями от собственного, присущего им соотношения элементов личности, и, претерпев сдвиг, оба они обычно возвращаются к своему собственному типу. Он тонок и в ином смысле - не крепок, собою мало владеет, себя в руках не держит, следовательно, не умеет и не хочет выразиться в связном и раскрытом творчестве; он дает больше блесток, отдельных звездочек, самодовлеющих проникновении, нежели длительное сияние или хотя бы могучую вспышку. Это - ум капризный и прихотливый, то проницательный, то отказывающийся действовать и среднеостро. ... Его воля не поспевает за впечатлениями его чувства, а через разум, скопляясь и обобщаясь в нем, они не могут действовать по своей взаимно-борственности. Отсюда в Алексее беспомощность, хотя в смысле элементарного жизненного устройства Алексей приспособиться может; несмотря на беспомощность, а может и именно вследствие нее, Алексею свойственна хитринка, не хитрость, а именно хитринка в уме. Алексей - человек с хитринкой. Она не к худу, или не к большому худу, а скорее - средство самозащиты... мимикрия своего рода: Алексей прикидывается под Алексея более, чем есть он Алексей, и отсюда - его тяга к юродству. Если он слывет глупеньким, то он будет показывать дурашливости более, чем есть на самом деле, в душе подсмеиваясь, что этою маскою он провел тех, кто хотел использовать его беспомощность. Если он заикается, то в иных случаях изобразит большее заикание, чем сколько есть на деле, когда надо скрыть рассеянность или незнание, Алексей прост и простоват; но, кроме того, он простится под простоту, культивирует в себе тонкость и рыхлость разума, и видя в ней утонченность духа, и инстинктивно маскируя свою беспомощность..."
ИМЯ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ Алексей Михайлович (1629-1676), второй царь династии Романовых, был одним из самых ярких личностей XVIII века. Маленького царевича Алексея учили по заведенному тогда порядку: букварь для него составили по указаниям его деда, патриарха Филарета. К десяти годам он уже мог читать в церкви, петь на клиросе, до мельчайших подробностей изучил устав богослужения. Но были и нововведения: печатанные в Литве грамматика, космография и лексикон; музыкальные инструменты, немецкие карты, западноевропейские гравюры. Ребенка одели в немецкое платье. Всю жизнь любовь к отеческим традициям сочеталась у него с интересам к иностранным "новизнам". Лишившись отца и матери, в 16 лет он занял московский престол. Ему досталось очень сложное время, полное бесконечных противоречий. Беззакония, оставшиеся от смутного времени, разруха, городские и крестьянские восстания. "Бунтарным временем" называли современники свой век. Бунты порождает даже религия - именно в это время происходит церковный раскол. В скитах сжигают себя раскольники, протопоп Аввакум посылает исступленные проклятия. И удивительное время! - все это уживалось с неподдельным интересом к научным и художественным достижениям Запада, всеобщей тягой к просвещению. Алексей Михайлович обладал замечательно мягким, добродушным характером, был, по словам современников, "гораздо тихим". Он был умным и образованным человеком. Он много читал, писал письма, по его воле было составлено и утверждено в 1649 году "Соборное уложение" - свод законов. В 1654 году он принял присягу на подданство гетмана Богдана Хмельницкого "со всею Малороссией". Вовлеченный этим в войну с Польшей, блистательно провел кампанию, доставившую ему титулы великого князя литовского, "белыя России" и другие. Алексей Михайлович занимался экономикой страны, уничтожил дикое положение, когда правом беспошлинной торговли внутри русского государства обладали только английские купцы, а русские вынуждены были, переплачивая огромные деньги, покупать у англичан русские же товары. Им был сделан еще целый ряд преобразований. Алексей Михайлович искренне считал себя главой всего мирового Православия, посягая тем самым на духовную власть Патриарха, что в конце концов и привело к разрыву с патриархом Никоном. Так, уже в середине XVII века, подготавливались реформы его сына, Петра I. Первые русские корабли делались в селе Дедилове по указу Алексея Михайловича. Государь много работал, при нем страна возрождалась. Много строили в Москве и провинции. Царь был покровителем ремесленных мастерских при оружейной палате, именно на годы его правления падает расцвет их деятельности. Алексей Михайлович был любителем новшеств и поддерживал Симона Ушакова, реформатора иконописной традиции. С удовольствием тешился царь иноземными комедиями, что разыгрывались в селе Преображенском. Алексей Михайлович был человеком порядка, крылатое выражение "Делу время - потехе час" впервые было произнесено и записано им самим.
Артем, Артемий
Артем, Артемий - здоровый (древнегреческое). Сильное, солидное имя, сравнительно редкое. Зодиак имени: Весы. Планета: Венера. Цвет имени: темно-голубой. Камень-талисман: берилл. Благоприятное растение: рябина, хризантема. Покровитель имени: сверчок. Счастливый день: пятница. Счастливое время года: осень. Основные черты: уверенность в себе, спокойствие.
ИМЕНИНЫ, СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ Артемий Веркольский, святой праведный, 6 июля (23 июня). Сын крестьянина из Архангельской губернии, жил в XVI веке, в отроческих годах угодил Богу кротостью и послушанием. Скончался тринадцати лет от роду. Через 28 лет после его смерти мощи Артемия были обретены нетленными и положены в Веркольской церкви Св. Николая. Артемий, св. великомученик, 2 ноября (20 октября). Был одним из выдающихся военачальников в правление равноапостольного царя Константина Великого, а затем - его сына и преемника, Констанция. Артемий имел много наград за отличную службу и отвагу, был поставлен наместником Египта. В этой должности он много сделал для распространения и укрепления христианства в Египте. Констанция сменил на престоле Юлиан. Император-отступник, желая возродить язычество, вел непримиримую борьбу с христианством, отправляя на смерть сотни христиан. В Антиохии он приказал истязать двух епископов, не желавших отречься от Христовой веры. В это время в город пришел Артемий и всенародно обвинил Юлиана в нечестии. Разгневанный отступник подверг его жестоким пыткам, после чего бросил в темницу. Во время молитвы ему явился Сам Христос и укрепил его в вере и страданиях: "Будь мужествен и радуйся - ты будешь со Мною в Моем Царстве". На следующий день, встретив решительный отказ Артемия признать языческих богов, Юлиан снова прибег к пыткам. Подвижник переносил все без единого стона. Он предрек Юлиану, что скоро тот получит справедливое возмездие за зло, причиненное им христианам. Отступник разъярился и прибег к еще более лютым пыткам, но они не сломили волю великомученика, и тогда, в 363 году, Артемий был обезглавлен. Останки его погребли христиане. Вскоре сбылось пророчество. Юлиан-отступник сражался с персами. Около города Ктезифона ему встретился старый перс, пообещавший предать соотечественников, и взятый проводником в войско Юлиана, старик обманул Отступника и завел войско в непроходимые места, где не было ни воды, ни пищи. Истомленное голодом и жаждой войско Юлиана было вынуждено вступить в бой со свежими силами персов. Во время битвы Отступник был смертельно ранен невидимою рукой, незримым оружием. Умирая, он произнес: "Ты победил, Галилеянин!"
НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ, ОБЫЧАИ К Артемию обращаются за помощью исцеления при грыже.
ИМЯ И ХАРАКТЕР В детстве Тема пользуется авторитетом у сверстников, хотя не стремится в лидеры и не навязывает другим свое мнение. Он не жаден, готов поделиться с товарищем, защитить слабого. Чаще всего дружит со старшими ребятами, с которыми, как и со сверстниками, самостоятелен и независим. В юности Артем очень сильный, занимается спортом, любит штангу, легкую атлетику, особенно кольца и перекладину. Взрослый Артем всегда тщательно продумывает свои решения, чаще всего добивается хороших результатов. Его отличает способность вникать в суть дела, уметь работать не отвлекаясь мыслью на посторонние предметы. "Давить" на него бесполезно, но похвала ему нужна, она его вдохновляет, удваивает его силы. Артем любит точные науки, интересуется экономикой, профессию выбирает ту, в которой все действия зависят только от него: путешественник, ученый, военный, художник. Отличных результатов может достигнуть в бизнесе, поскольку не боится риска и смело принимает решения. Близких друзей у Артема немного: он далеко не каждого назовет своим другом. Очень любит семью, тщательно заботится и охраняет свой семейный очаг. Отчество: Артемович, Артемьевич, Артемовна, Артемьевна.
ИМЯ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ Артемий Лаврентьевич Обер (1843-1917) - русский скульптор-анималист. Всю жизнь он изучал и лепил животных, вкладывал в это кропотливый труд и редкий талант. Артемий родился в Москве в семье управляющего императорскими театрами. Отец хотел, чтобы сын стал ученым, "... но я, - вспоминал художник, - только и делал, что лепил и рисовал. Когда мне было 8 лет, я нарисовал сорок восемь охот в одной тетрадке..." Призвание победило. Немного поучившись в Академии художеств в Петербурге, 22-х лет Обер уехал в Париж. Там был известный во всем мире зоологический сад с рисовальной школой при нем, которой руководил знаменитый художник А. Бари. Главным в искусстве для Бари было изображение животных. Именно по отношению к его произведению прозвучало слово "анималист", давшее название новому художественному жанру. Артемий Обер много занимался со своим французским учителем. Выбранная область творчества требовала высокой профессиональной подготовки, мастерства. Вот что писал он о своем распорядке дня: "Шел утром в Зоологический сад, после завтрака ... в Лувр рисовать с антиков, а в промежутках изучал дивный луврский музей... Вечером шел на вечерние занятия ... в школу декоративного искусства". В сентябре 1870 года Оберу пришлось прервать занятия и спешно вернуться на родину - началась франко-прусская война. Некоторое время он жил у родителей в Москве, затем переехал в Петербург. Впервые он показал на выставке в Академии художеств в 1872 году композицию почти в величину натуры: "Лев, пожирающий газель". Скульптор был награжден серебряной медалью, а его работа приобретена Академическим музеем. Произведение было знаменательным для развития анималистического театра в России. До Обера скульпторы изображали портреты "позирующих" животных. Обер стремился показать их в жизненных ситуациях - в погоне, в схватке, в упоении своей добычей. Этим и поразил зрителей "Лев, пожирающий газель". Группа была изображена предельно точно и захватывающе эмоционально. Своего расцвета мастерство Обера достигает в середине 1880-х годов. К числу лучших работ этого периода принадлежит "Бык-победитель", представляющая мощное животное, гордо возвышающееся над поверженным волком. Тонкое бронзовое литье передает все нюансы уверенной лепки, складки грубой кожи, игру могучих мышц. Артемий Обер показывал свои скульптуры почти ежегодно - в Академии художеств, на выставках у передвижников, в обществе "Мир искусства", участвовал в международных экспозициях; в Лондоне и Париже был удостоен именных медалей. Наиболее удачные его произведения отливались в бронзе лучшими фирмами Петербурга, а в чугуне - знаменитым уральским заводом в Каслях. Обер неповторим в передаче стремительного движения. То, что трудно уловить человеческому глазу, скульптор не только метко схватывает, но и виртуозно передает. Лежит, распластавшись в воздухе, "Индийская газель, преследуемая дикими собаками". И этот неудержимый полет пленяет стихийной красотой, отодвигая на второй план драматическое столкновение животных. С легким юмором и теплотой изобразил художник группу "Шимпанзе": две обезьяны, удивляясь и гримасничая, рассматривают черепаху; их позы, жесты, мимика необычайно выразительны. Исполненный в гипсе "Огрызающийся волк" свирепо ощерился, готовый дать отпор врагу. Динамичная лепка с резкими контрастами теней усиливает ощущение напряженности. До Артемия Обера в русской анималистике не было скульптора с таким выбором тем, образов: экзотические хищники, домашние животные, обитатели лесов и морей - все было подвластно его дарованию.
Анатолий - (от греческого) восточный, восходящий. Как правило, обладает пытливым, ненасытным умом. Изощренно изобретателен. Прорицатель, способен к верным предсказаниям, но сам не всегда может достичь цели. Темперамент холерический, неуравновешенный, стихийный. Порой - шалун, нестоек к вину. Страсть к женщине, но уже в "приличном" возрасте затухает. Если и умирает, то... не от скромности.
Анатолий - восточный (древнегреческое). Анатолией греки называли Малую Азию, находившуюся на востоке от Греции. Имя никогда не забывалось и сейчас вполне распространено. Зодиак имени: Телец. Планета: Луна. Цвет имени: желтый. Камень-талисман: агат. Благоприятное растение: фиговое дерево, фиалка. Покровитель имени: ягуар. Счастливый день: пятница. Счастливое время года: весна. Основные черты: хорошая интуиция, эмоциональность.
ИМЕНИНЫ, СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ Анатолий Константинопольский, патриарх, 16 (3) июля. Анатолий Никийский, мученик, 3 декабря (20 ноября). С двумя братьями был казнен в Никее в 312 г. Анатолий Печерский, затворник, в Ближних (Антониевских) пещерах, 16 (3) июля, 11 октября (28 сентября). Анатолий Печерский, затворник, в Дальних (Феодосиевских) пещерах, 16 (3) июля, 10 сентября (28 августа). Анатолий Никомидийский, мученик, 6 мая (23 апреля). При виде страданий святого великомученика Георгия уверовал во Христа и был убит в 303 году вместе с ним.
НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ, ОБЫЧАИ Если на мученика Анатолия, 3 декабря, снег пошел, то 3 июня пойдет дождь.
ИМЯ И ХАРАКТЕР
В детстве Толик - крепкий и сильный ребенок, упрямый и балованный. Сделать что-то его можно уговорить, но если приказать, он может заупрямиться и совсем откажется этим заниматься, с возрастом он станет мягче. Толик любит представлять себя героем, много читает, в основном фантастику и приключенческие романы. Взрослый Анатолий имеет сильную, граничащую с упрямством волю. Внутренняя жизнь его богата, но он открыт и окружающей реальности. Любит вмешиваться в чужие дела, но всегда с целью помочь другим. Не переносит поражений, становится неуправляемым, колючим, неуживчивым. Анатолий наделен разнообразными талантами. Он надежный друг и коллега, на него можно положиться. Часто он хороший педагог, политик, психиатр, часто удачный предприниматель. Внешне Анатолий часто худой и высокий. Он справедлив и деликатен, имеет феноменальную интуицию, чем энергично пользуется. Легко привыкает к алкоголю, в нетрезвом состоянии бывает груб, может даже затеять драку. Анатолий впечатлителен, сексуален, рано приобщается к интимной стороне жизни. Жена Анатолия чаще всего лидер в доме, поэтому он "неожиданно" может уйти из семьи, стараясь избавиться от разного рода проблем, однако нередко возвращается. В зрелом возрасте любит уют в доме, старается заработать для семьи. Хороший брак у Анатолия возможен с Марией, Валерией, Галиной, Ириной, Светланой, Ольгой, Татьяной.
ИМЯ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ Анатолий Васильевич Эфрос (1925-1987) - известный режиссер, один из столпов русского драматического театра. В 1960-1970-е годы он работал в Центральном детском театре, Театре им. Ленинского комсомола, в Театре на Малой Бронной, всегда и везде его спектакли вызывали живой интерес: одобряли или не принимали, но равнодушных не было. Анатолий Эфрос, как он пишет о себе сам, с детства любил театр, увлекался рассказами и книгами о Станиславском, о его театре, о его спектаклях. Первым артистом для Эфроса был И.М. Москвин с его живыми, не театральными интонациями, с его не театральным голосом. Эфрос вспоминал, как он видел его в роли царя Федора, как он стремительно входил и говорил так, будто он не на сцене. Современные ему МХАТовские актеры играли тяжело, напыщенно, неестественно. Игра на сцене не имела никакого отношения к тому, как чувствуют, ведут себя и говорят люди вне театра. И вот, в его спектаклях быстрая живая речь, легкость и подвижность мизансцен. Как средство выразительности используется свет, музыка, декорации освобождаются от тяжеловесной натуральности. При этом все выразительные средства в спектаклях Эфроса не привносятся, а как бы извлекаются из остро понятого содержания пьесы. Это, конечно, самое трудное. Над каждым спектаклем Анатолий Васильевич очень много, увлеченно и страстно работал. Одна из его книг так и называется: "Репетиция - любовь моя". В ней, как и все, что делал мастер, ярко, умно, образно, талантливо рассказывается о репетициях, об актерах, о замыслах и осуществлении спектаклей. Все деятели театра, которым посчастливилось работать с Эфросом, вспоминают о его необыкновенной влюбленности в профессию, готовности день и ночь репетировать, уметь понять сущность пьесы, найти ключ к ее постановке. Ю. Завадский писал об его удивительном умении со всей пристальностью и углубленностью разгадать в актере, а потом и помочь ему познать и выявить тончайшие нюансы индивидуальности". Анатолию Васильевичу жилось трудно. Его увольняли из театра, не принимали спектакли... Вот что пишет Э. Радзинский, 5 пьес которого поставил Эфрос: "Его спектакль "Ромео и Джульетта" долго не принимали. За пессимизм. Ну, не веселила начальство история погибших влюбленных. На обсуждении кто-то робко заметил, что де там написано "Нет повести печальнее на свете..." Отвечали- "демагогия" и велели работать над оптимизмом..." Сам Эфрос с горькой иронией рассуждает на страницах книги "Профессия: режиссер": "Попробуйте выплеснуться по поводу какой-либо формулы, которую вы мельком увидели на столе, на клочке бумаги. Во-первых, вы ничего не понимаете в математике, во-вторых, даже если понимаете, вам, по крайности, нужно как следует сосредоточиться, чтобы высказать свое мнение. Но искусство доступно всем, его можно отрицать или принимать, увидев лишь одним глазом. Ведь это не химия, не физика, не медицина, не механика. Это - искусство." Спектакли и телевизионные постановки Анатолия Эфроса останутся в памяти современников, его статьи и книги, полные глубоких размышлений о жизни и искусстве интересны всем думающим людям.
Артур
Артур - могучий медведь (кельтское). Артур - герой кельтских мифов (Британия) об отважных рыцарях Круглого стола. Существовал исторический прототип - король Артур Пендрагон. О нем сложилось множество легенд, далеко выходящих за рамки деятельности реального лица. Имя редкое, чаще встречается в городах. Зодиак имени: Водолей. Планета: Нептун. Цвет имени: белый. Камень-талисман: халцедон. Благоприятное растение: дуб, яблоневый цвет. Покровитель имени: медведь. Счастливый день: суббота. Счастливое время года: зима. Основные черты: огромная интуиция, мечтательность.
ИМЕНИНЫ, СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ В христианских святцах это имя не значится.
ИМЯ И ХАРАКТЕР В детстве Артурчик - спокойный, уравновешенный, послушный ребенок. Внешне и внутренне чаще похож на мать. Взрослый Артур талантами и трудолюбием не блещет, однако по внешнему виду всегда производит положительное впечатление. Стремится к спокойной, обеспеченной жизни. Может искусно уйти от конфликта, но проявит сильную волю при необходимости действовать. Друзей у Артура много, но не близких, часто меняющихся. Впрочем и сам он не любит обременять себя обязательствами, руководить, быть ответственным за кого или что-нибудь. У него исключительно развиты интуиция, воображение и память, однако в нем нет пытливости, интереса к делу. Неудачи воспринимает остро, сердечно благодарен за проявленное сочувствие. Артур может стать торговым работником, стоматологом, портным. Мечтательность, свойственная ему, может найти свое выражение, в литературе или живописи. Именно в этой сфере деятельности Артура ожидают творческие удачи. Артур - человек высоких нравственных устоев. Он галантен, дипломатичен, любимец женщин, прекрасно разбирается в женской психологии. Благодаря всем этим качествам Артур достигает положения в обществе. Женится поздно, очень привязан к семье и детям, но жене в домашних делах не помогает. Считает это не "мужским" делом. Хорошей женой для него будет та, которую зовут Анна, Валентина, Лидия, Любовь, Людмила, Раиса.
ИМЯ В ИСТОРИИ И ИСКУССТВЕ Артур Владимирович Фонвизин (1882-1973) - замечательный мастер акварели, едва ли не самой древней живописной техники с мягкой изысканной игрой прозрачных красок. Акварельная краска быстро растекается и одновременно впитывается во влажную основу листа. Потому-то очертания предметов нежно-нечеткие, словно смотрятся через водяную дымку. Акварели А.В. Фонвизина неизменно привлекают внимание и широкого посетителя выставок, и утонченного знатока искусства. А.В. Фонвизин любил писать натюрморты - цветы на фоне различных драпировок в хрустальных вазах. Первое впечатление - это яркий, пестрый ковер красок, переливающихся и искрящихся всеми цветами палитры, и только после внимательного вглядывания, как в сказке царевна оборачивается лебедью, так и в акварели А.В. Фонвизина, текучая краска превращается в колышущиеся ароматные цветы. Разглядывая лист, замечаешь, как один нежный цвет постепенно сменяет другой, как вдруг капля воды не просто расплывается нечеткой цветной "кляксой", но волшебным образом превращается в пушистый цветок. Постепенно художник забирает кистью красочную массу все гуще, гуще - и появляются цветы плотно-бархатистые. Перетекающая краска будто передает движение окрашенного воздуха - и это уже не фон, а воздушное пространство, в котором живут хрупкие цветы. Техника акварели очень сложная: надо заранее знать, как поведет себя краска, куда потечет, в каком оттенке соединится она с другой. Все в детстве пробовали рисовать акварелью, знают, что при наложении одной на другую краски превращаются в грязное пятно. У Артура Владимировича краски всегда прозрачны, а цвет как глубокое озеро, в которое погружается зрение. Художник очень любил рисовать цирк. Чаще всего в центре листа он помещал легкий силуэт лошади, на которой в свободной позе сидит или стоит наездница. Все пронизано легкой дымкой. Пятна фигур, предметов возникают, расплываются исчезают. Иногда энергично, во всю силу цвета пятна краски накапливаются на поверхности листа - в ковре, накинутом на круп изящно танцующей лошади, или в густом темном банте у наездницы. В "Цирках" А.В. Фонвизина отсутствует описание, рассказ. Художник как бы дает зрителю только направление для его собственного творческого воображения. За всеми этими легкими то появляющимися, то исчезающими формами возникает сложный и бесконечный мир фантазии, настроения, чувств. "Цирки" Фонвизина пронизаны ощущением детской мечты, манящей, такой ясной и в то же время недостижимой, реальной и ускользающей. А.В. Фонвизин писал портреты своих современников, чаще всего известных актрис, интеллигентов, живших в определенный исторический период. В Государственной Третьяковской галерее хранится "Автопортрет" художника. На зрителя глядят глаза мнительного, прожившего напряженное время, человека. Растерянность перед окружающим миром заключена во всех чертах лица. Хрупкость образа, его полная неспособность к самоутверждению пронизывают лист и полностью раскрывают характер автора. Его скромность, нестойкость в жизни, зависимость от внешних условий, свойство теряться от незначительных жизненных неудач, капризность до ребячливости. Артур Владимирович Фонвизин родился в Риге, в семье лесничего. Учился в 1901-1904 гг. в Московском училище живописи, в 1904-1908 гг. в Мюнхене. В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе он получил медаль. В 1972 году ему было присуждено звание заслуженного художника РСФСР. Фонвизин не умел работать, как это делают многие художники, изо дня в день. Он создавал произведения в одном порыве, в каком-то приподнятом трансе, работая до полного изнеможения, полностью затрачивая все свои Духовные силы, выражая себя в творчестве, и не оставляя сил для проявлений в обыденной жизни. В его акварельных листах, исполненных легко и виртуозно, все подчинено одной идее, выражение радости, восторга жизни, ее непостижимости.